Методическое сопровождение
Современные образовательные технологии
21.06.2024
Слово
«технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство,
умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Для реализации познавательной и творческой активности
школьника в учебном процессе используются современные образовательные
технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно
использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся
за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе
представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые
применяются в учебном процессе. Инновационные
педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют
определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей
как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и
обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его
индивидуальными особенностями.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Педагогические технологии |
Достигаемые результаты |
Проблемное обучение |
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
Разноуровневое обучение |
У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. |
Проектные методы обучения |
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. |
Исследовательские методы в обучении |
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. |
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) |
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. |
Информационно-коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. |
Здоровьесберегающие технологии | Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. |
Систему инновационной оценки «портфолио» | Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. |
Игры летом
22.05.2025
Правила организации игр для дошкольников на прогулке
- Игра должна быть безопасной.
- Игра должна соответствовать возрастной группе, в которой она проводится.
- Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной активности.
- Правила игры должны быть простыми и понятными детям.
- Все дети должны иметь возможность принимать в игре активное участие.
- Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.
- Игру нельзя оставлять незаконченной.
Очень популярны у детей игры «Ловишка» в разных вариантах (с ленточками; с платочком; ловишки в парах; «Кот-котофей», «Король лев», «Бездомный заяц»)
В жаркую погоду рекомендуется проводить хороводные игры. («Горелки», «Жаворонок», «Селезень и утица», «Белые гуси», «Волк- волчок», «Золотые ворота» и др.)
Игры в кругу также не дадут переутомиться детям в жаркую погоду, а дети получат заряд бодрости. («Третий лишний», «Караси и щука», «Охотник и зайцы», «Вокруг домика хожу» и др.)
Игры с прыжками включают в себя «Классики», «Резиночка». Можно разнообразить схему классиков, установить способы прыжков.
Спортивные упражнения включают в себя элементы таких игр, как бадминтон, прыжки на короткой скакалке, баскетбол, футбол.
Игры с мячом очень полезны для детей, они не только развивают практически все виды мышц, но и мыслительную деятельность ребёнка. Его можно бросать, скатывать, катить, бросать в корзину, кольцо, цель.
Игра «Наоборот». Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-либо мяч и говорит: «Светло», поймавший должен сказать слово – наоборот, т.е. противоположное по смыслу. Игрок отвечает: «Темно» и возвращает мяч ведущему, тот продолжает игру (широкий – узкий, горячий – холодный и т.д.).
Вышибалы. В эту игру играли еще наши родители. Играли мы, и играют наши дети. Правила игры очень просты, их запомнит даже ребенок младшего дошкольного возраста. Главное предостережение: рассчитывать силу удара мячом.
Летающая тарелка. Очень увлекательна игра с пластмассовой тарелочкой (фрисби). В неё может играть любое количество человек. Например, десять игроков встают по кругу на расстоянии 4 шагов друг от друга. Дети перебрасывают тарелку друг другу в любом направлении, но не стоящему рядом.
Игры с обручем и скакалкой. Улучшить физическую подготовку ребенка можно также при помощи обруча и скакалки. Можно предложить, например, небольшой обруч в качестве руля, либо поставить обручи ребром, чтобы ребенок прополз по тоннелю.
Несколько обручей, положенных в ряд, позволят попрыгать как лягушки.
При помощи скакалки можно ознакомиться с геометрическими фигурами, складывая скакалку в квадрат, круг, ромб, овал, многоугольник, прямоугольник и т.д.
Удочка. Участники встают в круг. Ведущий в центре крутит скакалку, которая должна проходить под ногами игроков. Кто заденет веревку, временно выбывает из игры. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.
Надувание мыльных пузырей доставит детям массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Особенно веселым развлеченьем станут догонялки за пузырями.
Игры с камешками. Дети очень любят собирать камни. Камни можно класть в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно обложить камешками цветочную клумбу, или дерево. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями.
Игры с песком.
Картины на песке. Поверхность песка должна быть ровной и влажной, и пусть ребенок что-нибудь нарисует на нем палочкой или прутиком. Исправлять ошибки «художнику» разрешается только в течение одной минуты. Можно поучиться писать буквы и цифры.
Замок из песка. Из песка можно построить красивый замок. Чтобы укрепить эту сложную конструкцию необходимо подготовить определенные предметы — камешки, прутики, палочки от мороженого и бутылочные пробки. Если сначала сделать фундамент, используя в качестве большой формы ведро песка, то затем на нем можно сооружать разнообразные надстройки с помощью пластмассовых чашек или тары от йогуртов, подходящих для этой цели.
Кафетерий . Играя в саду с песком, дети с удовольствием «приготовят» печенье из песка с помощью кулинарных формочек и накроют стол для чаепития, или создадут настоящее мороженое и откроют свое мини-кафе. Пусть воспитатель придет в гости и отведает старание детей.
Мокрые отпечатки. Попробуйте сделать отпечатки рук и ног на мокром песке. Следы исчезают довольно быстро, и поэтому дети способны заниматься этим достаточно долго.
Опыты с песком. Дайте ребенку возможность поэкспериментировать с песочком с помощью мельницы. Малыш с большим удовольствием будет сыпать на нее песочек и наблюдать, как он ссыпается вниз.
Мы — юные художники. Кто сказал, что рисовать можно только за столом в детском саду? На прогулке на свежем воздухе и на асфальте рисовать еще интереснее. А помогут в этом мелки, краски и отличное летнее настроение.
Чудо-рисунок. Детям раздаются цветные мелки. Можно разделить детей на две команды и устроить веселое соревнование. Команда создает общий рисунок на асфальте: чей-нибудь портрет, цветы, овощи, фрукты, птички, бабочки и т.п. Выигрывает команда, создавшая похожий портрет и работавшая дружно.
Светофорчики. После того как будет выбран водящий, все встают по одну сторону от него на расстоянии пяти шагов. Водящий отворачивается от игроков и называет любой цвет. Участники должны найти в своей одежде этот цвет, и держась за него, могут свободно перейти на другую сторону. У того, кого нет этого цвета, должен перебежать на противоположную сторону, чтобы его не поймали. Кого поймают, становится водящим.
Ручеек. Количество участников – нечетное. Дети становятся в ряд парами, берутся за руки и поднимают руки над головой. Получается «коридор». Оставшийся участник, хватая за руку любого человека, стоящего в паре, пробегает с ним по «коридору», и они вместе становятся в начале. Участник, оставшийся без пары, в свою очередь проделывает то же самое.
Запретное движение. Воспитатель предлагает играющим выполнять за ним все движения, за исключением запрещенного, заранее им установленного. Например, запрещается выполнять движение «поставить руки на пояс» или «одна руки вверх». Воспитатель делает разные движения, играющие повторяют их. Неожиданно он делает запрещенное движение. Кто из играющих ошибется и выполнит его, тот делает шаг назад и продолжает игру. Победителями считаются те игроки, которые остались на своем месте.
Капканы. Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т.е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами. В этой игре выясняется самый ловкий и быстрый из ребят – тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.
Выше ноги. Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать. Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков, что убегают. При этом дети стараются оторвать ноги от земли (стать на скамейку или камень). В таком положении ловец не имеет права их осалить. Если ловец догонит игрока, то они меняются ролями.
Совушка. Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. Затем снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.
Игры летом. Требования к содержанию прогулок на участке МАДОУ
22.05.2025
Игры летом
Требования к
содержанию прогулок на участке МАДОУ
1.
1.Прогулка
должна состоять из следующих структурных элементов:
-
наблюдение;
-
двигательная
активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;
-
индивидуальная
работа по различным направлениям развития воспитанников; трудовые
поручения;
-
самостоятельная
деятельность детей.
2.
Последовательность
структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида
предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной
познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки
целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до
прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с
наблюдения или спокойной игры.
3.
Содержание
прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом
предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и
строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.
Структура
прогулки
1.
Наблюдение.
2.
Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности,
2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3.
Индивидуальная работа с детьми по развитию
движений, физических качеств.
4.
Труд детей на участке.
5.
Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность
структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида
предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной
познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки
целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до
прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с
наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки
длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение.
Организация
наблюдений
При планировании наблюдений воспитатель
продумывает:
-
оборудование
и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей;
-
приемы
привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки,
постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);
-
приемы
активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование
детского опыта).
Наблюдения можно проводить с целой
группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны
занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте
наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но
каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
•
Живая
природа: растения и животные;
•
Неживая
природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие
ручьи);
•
Труд
взрослых.
Наблюдения за трудом взрослых (дворника,
шофера, строителя и т. д.) организуются 1-2 раза в квартал.
Виды наблюдения:
•
Кратковременные
наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или
явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное
расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными —
характерные движения, издаваемые звуки и т. д.
•
Длительные
наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и
животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое
состояние объекта с тем, что было раньше.
Организуя наблюдения, воспитатель должен
всегда соблюдать данную последовательность:
1.
устанавливаются
факты;
2.
формируются
связи между частями объекта;
3.
идет
накопление представлений у детей;
4.
проводятся
сопоставления;
5.
делаются
выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и
проведенным ранее.
Окружающая жизнь и природа дают
возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Подвижные игры.
Ведущее место на прогулке отводится
играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения,
снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года,
погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с
игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и
увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую,
дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные
игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием,
упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни
и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко
использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки,
кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол,
баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую
погоду проводятся игры с водой.
Время проведения подвижных игр и
физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах — 6 — 10 минут, в
средних — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 20-25 минут. На вечерней
прогулке: в младших и средних группах — 10-15 минут, в старших и
подготовительных — 12 -15 минут.
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор
в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
В младшем возрасте рекомендуются игры с
текстом (подражание действиям воспитателя).
В средней группе воспитатель
распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может
справиться с этой задачей).
В старшей и подготовительной группе
проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или
игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Не допускается длительное нахождение
детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной
подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Во время прогулок воспитатель проводит
индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в
цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с
пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
Игры с высоким уровнем интенсивности
движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка,
так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно
сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания,
может быть причиной снижения аппетита.
Помимо подвижных игр и отдельных
упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные
развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой —
катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на
лыжах.
Примерно за полчаса до окончания
прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки,
оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети
тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются,
приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу. Особенности организации
двигательной активности в зимний период:
— в холодный период года, воспитателю
необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание
соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает
заболевание носоглотки;
— при низких температурах воздуха
нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к
форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих
условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос
четверостиший, припевок, какого — либо текста.
Дидактические игры и упражнения.
Дидактические игры и упраднения
непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем
5-6 минут.
Каждая дидактическая игра состоит: из
дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.
При использовании д/игры воспитатель
должен следовать педагогическим принципам:
•
опираться
на уже имеющиеся у детей знания;
•
задача
должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;
•
постепенно
усложнять дидактическую задачу и игровые действия; • конкретно и четко
объяснять правила; Виды дидактических игр:
•
Игры
с предметами (игрушками или природным материалом,
•
Словесные
игры.
Приемом стимуляции детской активности
являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в
течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в
начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый
листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.
д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.
На прогулках осуществляется работа и по
развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление
трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми
слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Во время самостоятельной игровой
деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий,
повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в
процессе сюжетно-ролевых игр.
Воспитатель поощряет игры в семью,
космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать
или создать необходимый для нее материал. Интерес к таким (творческие. игры)
играм развивается у детей с 3-4 лет. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и
наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет, а
затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.
Во время прогулки воспитатель следит за
тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не
перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более
спокойных играх.
Трудовая деятельность детей на участке.
Большое воспитательное значение имеет
трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания
были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали
5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Формами организации труда детей
являются:
•
Индивидуальные
трудовые поручения;
•
Работа
в группах; • Коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения
применяются во всех возрастных группах детского сада.
Коллективный труд дает возможность
формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время
коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда,
согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
В младшей группе дети получают
индивидуальные поручения, состоящие из однойдвух трудовых операций, например,
взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к
кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу
организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости
друг от друга
В средней группе одновременно могут
работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется
постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего
задания — последовательные этапы.
У детей старшего возраста необходимо
сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее
выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые
инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой
помощи воспитателя).